Методическое пространство

Методические рекомендации по реализации проектной деятельности

Глоссарий  по теме  «Проектная деятельность»

Актуальность работы   - обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы  проекта - вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта.

Групповая проектная работа - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

Дизайн (дизайн-спецификация)-важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.

Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более.

Задачи  - комплекс мер, необходимых для достижения цели работы. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

Защита работы - процесс представления результатов, презентации работы, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии.

Игровые (ролевые) проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результатом деятельности может быть альманах, театрализация, видеофильм.

Информационный – тип проекта, в котором учащиеся добывают и анализируют информацию по поставленной проблеме, систематизируют полученную информацию в форме законченного продукта (презентация, буклет, видеоролик). Может являться частью исследовательского проекта.

Исследовательский –  тип проекта, который имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям, обязательным этапом является применение методов исследования и проведение экспериментов с фиксацией полученных результатов в конечный продукт.

Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проектной работе, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления выбранной темы.

Координация - способ управления работой группы обучающихся.

Краткосрочный проект -  проводится на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Монопроект - это проект в рамках одного учебного предмета.

Международный проект - участниками проекта являются представители разных стран, для  реализации требуются средства информационных технологий.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Открытая (явная) координация -  координатор  участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво    направляя его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Оппонент - обучающийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

Практико – ориентированный (прикладной)тип проекта, основной целью  является решение социальных задач, которые отражают интересы участников проекта или внешних заказчиков, направлены на улучшение какого-то аспекта социальной жизни.

Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над выбранной темой.

Презентация работы - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной  работы.

Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Продукт проектной деятельности  - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.

2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

Проектанты - члены проектной группы, участники работы над конкретным проектом.

Проектная деятельность - это целенаправленная организованная практико-исследовательская работа обучающегося или проектной группы обучающихся по решению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) общественной жизни.

Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

Региональный проект - это проект, организуемый или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарный, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

Результаты проекта:1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных умений и навыков.

Рецензент - специалист, представляющий на защите проекта рецензию на подготовленную  проектную и исследовательскую работу.

Руководитель  проектной работы - педагог, непосредственно координирующий проектную работу группы или индивидуального исполнителя.

Скрытая координация - координатор выступает,  как полноправный участник проекта. 

Социальный проект  - проект, ориентированный на решение той или иной реальной социальной проблемы.

Среднесрочный проект - разрабатывается в течение одного - двух месяцев. Такой проект, как правило, проводится во внеурочное время.

Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта.

Творческий проектэто самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проектной работы - модель желаемого конечного результата деятельности.

Этапы проектной работы- основные периоды работы над проектной и исследовательской работой.

Портал проектной деятельности - Школьные проекты для реальной жизни © 2017.

Search